Копаясь в различных книжках Холли, я обнаружила в продаже на Амазоне очередное тоненькое пособие (невероятный плюс - все пособия Холли тоненькие). Титульный лист книжки обещал, что с помощью этого курса можно написать сюжет, "который работает" (в целом перевод звучит так: "Мини-курс по построению профессионального сюжета"). Само собой, мне стало очень интересно, книжка стоила копейки (1 бакс или вроде того), а я как раз села за переделку своей уже написанной, но написанной вяло книжки и решила, что пособие по созданию отличного сюжета - как раз то, что мне надо.
читать дальшеДолжна сказать, что для моего случая книжка не подошла. Вины Холли в этом мало, но она тем не менее есть - и в порядке группирования материалов, и в принципе в том, как позиционируется книга.
Итак, после вступительного слова (которое у Холли, хвала небесам, обычно занимает немного страниц), оказывается, что в книге две секции. Даже не части. И секции эти расположены, только Холли знает почему, в совершенно обратном порядке.
В секции 2 рассказывается, как построить сюжет книги с нуля. Ну вот если вообще идеи нет, героев нет, плана нет, есть только желание написать книгу (хотя кто так садится ее писать, резонно спросит вдумчивый читатель?).
В секции 1 рассказывается, в какой последовательности работать с книгой, когда она уже в некотором роде задумана. Так как открывая часть 1, я совершенно не подозревала, что таит в себе часть 2, то для меня было неприятным сюрпризом, когда в середине книги оказалось, что дальше она бесполезна, ведь у меня уже были герои, идеи, план и придумывать какую-то неизвестную книгу на пустом месте не требовалось от слова совсем.
Ну да ладно, я буду рассказывать в правильном порядке. То есть начну с секции 2 - итак, вы задумали книгу.
Для начала Холли объясняет, что такое фабула, а что - нет. Приводит примеры неправильной фабулы:
"Женщина против природы"
"Бегство"
"Дай мне свободу"
Это все совершенно точно не фабулы, в крайнем случае идеи. Хотя тоже весьма неопределенны. Определение сюжета, которое дает Холли, довольно просто и емкое:
"Сюжет - это последовательность событий, которые двигают героев и историю вперед".
Определившись, что сюжет и конфликт - разные вещи, мы начинаем вместе с Холли "сочинять" нашу книгу. Слово беру в кавычки, потому что метод рандомайзера, которым пользуется Холли, мне не по душе.
Итак, она советует всем идти на сайт www.ipl.org/div/farq/plotFARQ.html. Вопреки ожидаемому некоторыми, это не ее сайт и кстати, со времени написания книги там, очевидно, что-то изменилось, потому что не зная точного адреса конкретной страницы найти ее из меню сайт невозможно.
Итак, эта страница с так называемыми "базовыми сюжетами", собранными неизвестно кем. Ну и учитывая, что это на самом деле не сюжеты, как объяснила Холли. Она предлагает закрыть глаза и выбрать три наугад - и дальше от этого строить свою книгу. Офигительный метод, правда?
Дальше она начинает задавать вопросы, отталкиваясь от выпавших ей трех конфликтов. Вроде "В чем будет заключаться конфликт моего героя и сверхъестественного?".
Безусловно, Холли отчаянно продвигает свои другие книги и пользуется ими для того, что выбрать метод разработки персонажа (метод игры) и метод написания текста (клиффхэнгер - то есть когда главы заканчиваются на крайне напряженном моменте). Она задает о персонаже всего два вопроса: каково его хобби и что он делает в жизни, чтобы добиться своего? И дальше заявляет, что героиня увлекается горными лыжами, у нее был адюльтер с бывшим мужем подруги, которая разбилась в горах и теперь ее призрак мешает героине вернуться к любимому делу.
Ну нифига себе, скажете вы!
Следующим шагом Холли называет проработку ключевых сцен (напомню, что сюжет и герои известны ей весьма скромно). Она снова пользуется вышеупомянутой ссылкой и выбирает теперь уже целых 5 конфликтов наугад и на основании выбранного пытается набросать сцены (в процессе у нее появляются из ниоткуда дополнительные герои). Ну а дальше - очевидно - дело техники. Осталось сцены соединить.
Сначала Холли соединяет их в хронологическом порядке. Потом - меняет порядок задом наперед (только финальную сцену оставляет финальной, разумеется), и демонстрирует, как это все чудесным образом будет подогревать внимание читателя.
Низкий поклон ей за то, что в итоге она не забывает уточнить, что для большого романа такая тактика весьма сомнительна, ведь вряд ли читатель будет ждать 300-400 страниц развязки сцены, которая шла первой в первой главе.
Прочтя все это, вернемся к первой секции книги - которая весьма разумна и полезна, но увы, довольно коротка.
Итак, Холли предлагает нам 6 шагов для разработки сюжета:
Суммируй все, что ты знаешь о своем главном герое.
Небольшого абзаца будет достаточно. Обычно, когда в голове есть задумка книги, задумка героя тоже есть. И без хорошего главного героя хорошей книги тоже скорее всего не получится. Поэтому написать данный абзац в самом начале - идея здравая. В этом абзаце предпочительно должны содержаться следующие сведения о герое: чем занимается, в чем нуждается, чего боится, что ценит и чего хочет.
Реши, какая идея будет основной. Тоже весьма важный пункт, который лучше определить до того, как напишешь весь сюжет)
Сделай набросок начала. Это не должен быть готовый кусок текста - скорее перечисление всего, что потом в этот кусок войдет. Представление героя, его проблема(-ы), кое-какое понятие о характере и роде деятельности. Может быть, какое-нибудь многообещающее знакомство.
Сделай набросок финала. Это, безусловно, сложнее, и многие могут возразить Холли, что они пишут и пишут, а финал сам собой вырулится. Это не совсем правильное мнение, ведь если у автора есть идея, то желательно привести ее к некоему логическому (или нелогичному) завершению. Таким образом, судьбу героя в финале желательно представлять еще до того, как сядешь писать. Вопросы, которые Холли рекомендует поставить перед сами собой, мне очень понравились:
Получит ли герой желаемое или потерпит неудачу?
Получит ли история эмоционально удовлетворительный финал?
Можешь ли ты представить себя пишущего со страницы 1 до страницы 300 эту историю и останешься ли доволен таким финалом?
5 часть - самая объемная по времени, она заняла у меня кучу часов и головной боли (а потом я выяснила, что для меня польза книги кончилась). Пора писать все сцены между началом и концом. Что-то вроде от 3 (маленький рассказ) до 60 (роман) сцен. Должна сразу сказать, что размер книги Холли рассчитывает как-то убойно, у нее глава - это 20-30 страница, а сцена - 10. Что у нее за шрифт, я понятия не имею)) Сцены нужно лишь обозначить, набросать - проработка будет уже в процессе написания.
Ну и, собственно, все. А дальше - работать над деталями.
Итог: часть первая очень полезна, часть вторая просто непонятно зачем написана. Книжка на основе рандомайзера…
Увы, Холли о многом не говорит, как например о тщательности подготовки к написанию, изучении материалов, проработке локаций и героев. Очевидно, что это больше раскрыто в других ее книгах, однако как я убедилась на собственном примере, для сюжета все эти пункты тоже очень важны.
Holly Lisle "Professional Plot Outline Mini-course"
Копаясь в различных книжках Холли, я обнаружила в продаже на Амазоне очередное тоненькое пособие (невероятный плюс - все пособия Холли тоненькие). Титульный лист книжки обещал, что с помощью этого курса можно написать сюжет, "который работает" (в целом перевод звучит так: "Мини-курс по построению профессионального сюжета"). Само собой, мне стало очень интересно, книжка стоила копейки (1 бакс или вроде того), а я как раз села за переделку своей уже написанной, но написанной вяло книжки и решила, что пособие по созданию отличного сюжета - как раз то, что мне надо.
читать дальше
читать дальше