У меня какой-то ужасный год - читаю писателей, и они уходят( Сначала Ле Гуин, а в мае - Филип Рот, известный американский прозаик, лауреат Пулитцеровской и Букеровской премий, до которого у меня никак не доходили руки. Но в старой книге, доставшейся от отца, нашелся его роман - и вот делюсь с вами впечатлениями.
Удивительно, но с современными американскими прозаиками у меня совсем не сложилось таких же теплых отношений, как с английскими. Я пищу от удовольствия, читая Барнса или Фаулза, но при этом Апдайк оставил у меня ощущение беспросветной тоски и брезгливости. Возможно, дело в том, что англичане привносят в свои книги намного больше иронии - и реже жалуются на судьбу.
Роман "Она была такая хорошая" рассказывает историю молодой женщины, которая страдает сильнейшим синдромом Штурмана. Она точно знает, как правильно - и весь окружающий мир должен подстроиться под ее представления об идеальной семье и отношениях. В небольшом по размеру романе Рот прослеживает весь ее путь - от юности до семейной жизни и наступившей затем смерти - очень компактно, отмечая основные моменты, будто рисуя точный, выразительный портрет крупными мазками. Мы не особо успеваем познакомиться с остальными героями - родителями героини, ее мужем и ребенком - несмотря на всю камерность происходящего действия. Героиня все глубже погружается в пучину безумия, а нам - безучастным зрителям - остается только молча следовать за ней к неизбежному концу.
Хочу отметить, что написан роман блестяще - но, как и роман "Стоунер", отдает дань классической манере, принятой в конце 19-го и начале 20-го века, когда писатель, по сути, являлся главным режиссером спектакля, максимально отстраненного от читателя. Наше сочувствие к героине в самом начале испаряется все быстрее, а ее смерть в финале выглядит скорее роялем - автор предпочел уклониться от всех тягот и проблем, которые могли бы обрушиться на каждого члена семьи, останься героиня в живых.