понедельник, 16 февраля 2015
О книгах Холли я уже писала и не раз. Ее маленькие, узконаправленные пособия по созданию героев, сюжета, языков и пр. действительно приносят ощутимую пользу. В них почти нет воды (так как каждая книжечка занимает примерно 100 страниц), в них почти нет биографии самой Холли, зато очень много полезных методик по раскрытию необходимой информации. Вплоть до списка вопросов, которые нужно задать своему герою, чтобы лучше узнать его.
читать дальшеMuggling the Muse - книга иного рода. Это полноценная книга, а не справочник. Я решила прочесть ее скорее из уважения к Холли, потому что книги, в заголовке которых есть неуловимая "Муза" меня немного смущают. Музу нельзя передать книгой, книга не может помочь отыскать Музу, в книге не говорится, откуда она берется и что она такое есть. Самое полезное, что можно сказать о Музе, говорится буквально в каждой второй книжке по литмастерству и может быть выражено одной фразой: "Не жди пока тебя посетит Муза - садись и работай!".
Итак, я не ждала от книги чего-то особо полезного. Но для новичка в ней будет раскрыта и довольно подробно та самая фраза, которой я закончила пердыдущий абзац. Холли расскажет, как планировать свое творчество, как перестать тратить время на то, что не приносит пользы и лишь сокращает возможность творчества. Не будут оставлены в стороне и моменты, касающиеся общения с издателем, необходимости все время расти над собой и писать о чем-то новом. За что я люблю Холли, так это за то, что она никогда не тратит время на "сюси-муси" и уверения, что стоит захотеть - все немедленно получится.
То есть это книга-мотиватор (скажем так, лично я уже прочла таких много, и данный вариант могу отнести к мотиватором среднего уровня - без слащавости, но и без жесткости). Собственно литературному мастерству тут особо не посвящено места, кроме одной главы, основные идеи которой я все-таки процитирую, потому что полезно иметь их под рукой.
Итак, Холли подробно останавливается на том, какие качества должны быть присущи герою серии книг. То есть качества, которые сделают героя интересным на протяжении нескольких произведений независимо от того, в какие сюжетные перипетии его загонит авторский произвол.
Итак, 10 качеств, необходимых серийному герою:
Большие возможности для развития. Это означает, что если всерьез планируете серию, ваш герой вряд ли должен быть Гэндальфом, который уже все повидал и все испытал. Лучше, если он будет достаточно молодым, чтобы успеть наделать ошибок, чтобы ему было куда развиваться. Да, существует и Эркюль Пуаро, но готовы ли вы тягаться с Агатой Кристи в умении создавать интересные книги с неменяющимся героем?
Добавьте персонажу качества, которые будут вызывать умиление или улыбку, к которым захочется возвращаться. Орхидеи Ниро Вульфа, как вариант. Пусть герой любит собак или детей, пусть у него будет что-то такое, о чем вы с удовольствием бы поговорили с ним, сидя у камелька. Ведь вашим читателям предстоит провести с этим героем не одну книгу.
Добавьте герою серьезную проблему, с которой он вряд ли справится за одну книгу. Или даже за 10. Это позволит читателям беспокоиться о герое, ожидать неприятных сюрпризов в новых книгах. Это может быть наркозависимость или злобный профессор Мориарти, который совершенно неуловим.
И не забудьте, что герою нужны недостатки. Идеальных людей не бывает, чаще всего они не слишком интересны (даже Гэндальф не идеален, ха!). Например, он сильно пьет (хотя это уже довольно избитая деталь). Не важно, что это будет (даже сериал "Декстер" популярен, а ведь его герой - попросту убийца), важно, чтобы герой не мог так уж легко расстаться с этой деталью.
Добавьте главному герою друзей. Но не картонных - всезнающего наставника и грудастую возлюбленную - а реальных друзей, выписанных так же тщательно, как и он сам. Отчасти читатель будет отождествлять себя с ними или завидовать или попросту с интересом наблюдать за дружескими пикировками.
Дайте герою такую работу, которая будет близка вам самому. Да, недостаточно быть просто писателем, как минимум придется изучить еще одно дело так же близко, как вы знаете свою собственную работу. Это будет дело вашего героя. Не надо делать героя полицейским, если вообще не придаете ни малейшего интереса будням полицейского участка. Если ненавидите лошадей - не пишите о ковбое.
Не забудьте о месте, где живет ваш герой. Вы должны знать его так же хорошо, как и его дело - и просто расстановка мебели в квартире тут не подойдет. Если вы хотите писать серию, вам придется изучить и детально представить себе целый город. Может быть, страну или даже мир. С каждой книгой читатель захочет погрузиться все глубже и фраза "Герой уехал" никого не устроит - вам придется придумать куда он уехал и что там произошло.
У героя должна быть история. У героя должны быть скелеты в шкафу. Читатель должен узнавать его постепенно, читатель должен видеть намеки на прошлое и жаждать, что оно раскроется в следующих книгах.
Постоянный враг. Дайте своему герою надежного врага на много книг вперед. Возможно, врага, которого он создал сам в прошлом, которое еще предстоит раскрыть для читателя. Врага, который на самом деле нуждается в герое, а герой нуждается в нем. Интрига и постоянное напряжение должны сопровождать каждую их встречу.
Пусть у героя будет своя тема. Идея-фикс, неуловимая цель по жизни. Он может быть одиноким мстителем или борцом с глобальными корпорациями. Что-то, что будет всплывать постоянно, то становясь лейтмотивом одной книги, то мелькая на заднем плане в другой. Герой должен быть собой, должен быть уникальным - только тогда он станет уникальным и для читателя.
@темы:
литмастерство,
творчество