Вчера меня вывели на чистую воду и мне пришлось признаться, что я  веду сразу несколько проектов одновременно. Книжных проектов, разумеется. Типичная ситуация, когда ты пишешь одну книгу, закопался в черновиках и материлах по самые плечи, и тут внезапно приходит ОНА.
Посторонная идея.
Вот левая совершенно. Не про тех героев, с которыми ты уже спишь в обнимку 3-5 месяцев. Не про тот мир, где ты уже можешь гулять по улицам сзакрытыми глазами и если заблудишься - то это потому что улицы имеют привычку поворачивать по своему настроению в разные стороны, а не потому, что плохо знаешь маршрут.
Вот совсем-совсем про другое.
Ладно, идея. Ты кидаешь ее на задворки сознания, потому что "..я другому отдана и буду век ему верна" (с). Всему свое время, убеждаешь ты себя.
Но идея не желает уходить. Сначала ты поддаешься и делаешь первый ШАГ в БЕЗДНУ - ты ее записываешь. Потому что толковая идея, память девичья и ты обязательно хочешь к ней вернуться. Будучи записанной, идея понимает, насколько прочно она пустила корни и начинает разрастаться. У героев появляются имена или - что еще страшнее - адреса. На горизонте вырастает таинственная гора, по озеру скользит невзрачная утлая лодка старого индейца и тут...

Лично для меня неизбежное случается, когда приходит первая строчка, или даже абзац. Пока этого не произошло - еще можно отбрыкаться, отмахнуться и сделать вид, что забыла. Но первая строчка для меня - словно дверь, в которой уже повернули ключ. И нельзя запереть ее снова, можно только войти.

Это все к вопросу о том, что делать, если вроде как текущий проект еще далек от финиша, а вас уже посетила новая идея. Случается это сплошь и рядом, даже не отнекивайтесь. Воображение - вещь ужасно непостоянная и непоследовательная. Но даже первая строчка не значит, что надо бросаться в омут с головой.
Давайте попробуем определить, что же делать. Основная часть времени должна остаться за текущим проектом, пока он не достигнет стадии, в которую можно будет сделать перерыв (завершение первого черновика или бета-ридерство). Пока этого не произошло, уделять время новой задумке надо дозированно. Может и "само рассосется", но это вряд ли)
Итак, начинаем с жанра. Да-да, вот такая банальная вещь, но поверьте - придумать героев еще не значит придумать жанр. Но раз определившись, вы сможете сразу перейти на новый уровень, смотрите:
- любовный роман требует наличия возлюбленного и серьезных причин, которые бы мешали парочке воссоединиться
- детектив требует преступления и того, что будет его расследовать, а также веских причин для этого преступления
- боевая фантастика и космоопера требуют глобальных конфликтов, научной базы и продуманного мира, включающего обычно не одну планету или даже систему
- фэнтези и городское фэнтези требуют волшебства и загадки, а также причины, по которой они будут так важны для героя
- современная проза требует конфликта, чаще всего внутреннего - и внешних последствий и причин, которые с ним связаны.
и т.д.
Видите? Только назвав одно слово, дав всего лишь одно определение, вы сразу же задали себе огромное количество вопросов. Теперь вам есть, над чем думать дальше, не торопясь и не почесывая в нетерпении пальцы. Время печатать еще не пришло. Чем дальше вы будете по кирпичику разбирать задумку, тем больше вопросов будет появляться. А ведь еще предстоит делать хотя бы краткие анкеты на персонажей. А еще писать план и потом расширять его в план по сценам. И продумывать в  каждой сцене конфликт, который позволит удержать внимание чиаттеля и заставит его перевернуть страницу. А еще собирать и читать материалы, которые неизбежно понадобятся.

Не надо бояться посторонней идеи. Надо брать ее осторожно, двумя пальцами, словно крыло бабочки - и начинать работать, никуда не торопясь и смакуя удовольствие предварительного этапа. Написание книг уникально именно тем, что дает возможность насладиться каждой стадией работы по совершенно независимым причинам=)



@темы: будни писателя, творчество, черновики, муки творчества