Эту книгу я читала последней, и снова убедилась в том, что трагические финалы у Кэрролла выходят намного лучше позитивных. Удивительно, но все предпосылки и флешбеки, которые только раздражают в истории с предположительно счастливым исходом, превращаются в нагнетание и предзнаменования, от которых невозможно оторваться, если знаешь, что закончилось все мягко сказать нехорошо.










На самом деле в этой истории невероятно плотно и гармонично собрано несколько составляющих, каждая из которых не оставляет равнодушным. Главный герой встречает симпатичную женщину, у которой есть сын, между ними завязываются романтические отношения. Но помимо любовной линии, которая интересна сама по себе, если развивается гармонично, а люди, в нее вовлеченные, не садисты и не моральные уроды, Кэрролл тут и там раскидывает детективные крючки - что-то с этой женщиной не так просто. Она словно возникла ниоткуда, ее излишняя осторожность слишком подозрительна, но герой до поры до времени не позволяет себе задавать неудобные вопросы.



В этой книге меньше всего магического реализма, присущего Кэрроллу. Вы не увидите здесь шаманов, или говорящих псов, или помогающих свиней. До самой финальной сцены, где магию легко перепутать с глубоким шоком главного героя, реальность перемешивается с абсурдом и болью так тесно, что уже не слишком важно, как оно там задумывалось автором на самом деле. Никакого вмешательства потусторонних сил - возможно, из-за этого роман получился пронзительным и печальным, очень человечным. Я ни в коем случае не говорю, что магреализм - это что-то лишнее или мешающее, но у Кэрролла по иронии чем его меньше - тем лучше получается произведение. Знаю, что некоторых читателей финал разочаровал - но мне кажется, это именно потому, что они ждали традиционного для Кэрролла разрешения всех проблем, а получили печальную реальность, которую нельзя исправить никакими потусторонними средствами.








@темы: чтиво